Вы здесь

Вкладчик под колпаком.

 В России пытаются отменить банковскую тайну. Росфинмониторинг подготовил законопроект, по которому банкам придется сообщать налоговикам о каждом действии своих вкладчиков. Отмена банковской тайны — мировой тренд, так что банки смирились с неизбежным и подсчитывают убытки, которые переложат на клиентов.
Минэкономразвития решило публично обсудить новый законопроект, вносящий изменения в налоговый кодекс и в закон о банках и банковской деятельности.

Автором и инициатором проекта является Росфинмониторинг. Согласно предложенным поправкам, банки должны будут сообщать налоговикам об открытии и закрытии счетов и вкладов физлиц и прочих операциях по ним. Информация должна передаваться в течение трех дней с момента совершения операции. Порядок передачи должен будет определяться Центробанком по согласованию с налоговой службой.
Налоговики смогут по прямому запросу в банк собирать сведения о сумме вклада и о движении средств по счетам физлиц. Сегодня налоговики могут получить такую информацию только по решению суда. Таким образом, банковскую тайну в России могут отменить. В самом Росфинмониторинге и Минэкономразвития комментировать инициативу отказались.
 Это не первая попытка государства расширить полномочия налоговых органов. Например, в 1994 году президент Борис Ельцин издал указ «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей». Он обязывал банки информировать налоговые органы о совершении физлицами операций на сумму от $10 тыс. в эквиваленте. Тогда бизнес-сообщество сумело отстоять банковскую тайну, и впоследствии указ был отменен.
 В этот раз, судя по настроению банкиров, шансов отбиться мало. Инициативу властей банковское сообщество восприняло в целом с покорностью. «Такая ретивость чиновников до добра довести не может,— считает президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков.— Все хотят поставить под контроль, а реально не поставят, только добьются того, что увеличится теневой оборот, а про увеличение безналичного электронного оборота средств можно будет забыть».
«Очень досадно, что предлагаются такие меры. Но, по-видимому, данный законопроект будет принят, иначе просто невозможно обеспечить бюджет. Думаю, сейчас налоговики собирают только половину из того, что должны собирать»,— рассуждает советник председателя правления Центробанка Павел Медведев.
Желание налоговиков контролировать всех и вся понятно. Без единой базы данных найти, в какой из 783 банков, принимающих вклады, ушли деньги интересующей их персоны сложно. Но хранить и обрабатывать такой огромный объем информации — задача организационно непростая и в решении затратная. В России проживает 143 млн человек, как минимум половина из них имеют счет в банке, а то и несколько. Очевидно, что для хранения и обработки такого массива информации потребуется строительство центра обработки данных (ЦОД). Сбербанку, например, новый ЦОД обошелся примерно в $1 млрд.
Кроме того, дополнительные расходы ждут банки, ведь им понадобится настроить свои операционные системы должным образом, обучить сотрудников и т. д. Очевидно, что новые затраты банки переложат на клиентов — не в первый раз. Стоимость банковских услуг для населения повысится.
«В России один банковский служащий обслуживает примерно €1 млн активов, в США — €4,4 млн, а в Голландии — €27 млн. Причина низкого КПД российских банковских работников в том, что они перегружены отчетностью для разных ведомств (банки отчитываются перед санитарным и пожарным надзором, другими службами). На сам банковский бизнес времени остается немного. Давайте сюда еще и налоговую добавим»,— возмущается президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

Кибермошенников будут ловить по почерку.

В ближайшее время правоохранительные органы направят в Центробанк РФ предложение о внедрении системы мониторинга и корреляции данных о преступлениях в сфере интернет-банкинга. Такая система уже разработана и опробована в тестовом режиме с участием банков и специализированных структур МВД и ФСБ. Однако ее полномасштабному внедрению мешают законы о банковской тайне.
Тестовые испытания системы начались более полутора лет назад. Они было неофициальными, поскольку не регулировались нормативно-правовыми актами, все заинтересованные стороны участвовали в тестировании добровольно. Испытания проводились примерно в 40 крупнейших банках, в том числе в нескольких из топ-10.
Суть проекта — создание единой информационной базы, а также программы, позволяющей получить необходимые аналитические сведения практически по любому параметру. В частности, в базу попадают данные о каждой попытке (вне зависимости от региона и страны) состоявшегося или предотвращенного хищения средств через системы дистанционного банковского обслуживания: время взлома, сайты, через которые действовали злоумышленники, вредоносные программы, к которым хакеры прибегали, их IP-адреса, географическое местоположение, счета, с которых и на которые перечислялись похищенные деньги, номера кредитных карт и т. п. Кроме того, в базе содержатся данные кибермошенников и юридических лиц, которые выступили в роли фирм-однодневок для обналичивания похищенных средств.
Отметим, что банки-участники тестирования сведения о попытках хищения со счетов их клиентов предоставляли добровольно. «Располагая такой информацией, служба безопасности любого банка может заранее выявить подозрительных клиентов, обратить внимание на такой платеж, согласовать с клиентом факт платежа и его назначение и своевременно уведомить правоохранительные орган,— говорит Илья Сачков, руководитель компании Group IB (резидент Сколково), которая разработала систему.— Одновременно система облегчает расследование хищений: используя ее, можно установить, с чем сыщики имеют дело: с разовой акцией кибермошенников или же с деятельностью организованной преступной группировки».
Система, по мнению разработчиков, вполне успешно снимает проблемы с расследованием кибермошенничества, которые сегодня заложены в УПК. В частности, согласно действующему законодательству, любое преступление должно расследоваться по месту его совершения. Но преступники могут взломать систему ДБО (дистанционное банковское обслуживание) из одного региона, перевести деньги в другой, а снять их в банкомате в третьем. Когда действует группа, ее члены за несколько дней совершить до 20 хищений на несколько сотен миллионов рублей в нескольких регионах сразу. Если же система «по почерку» определит, что мошенничества совершает одна и та же группировка, следственные органы при расследовании могут объединить все эпизоды, к которым она причастна, в одно производство.
Свою эффективность система доказала в первой половине этого года, когда с ее помощью были раскрыты хищения с банковских счетов на общую сумму в сотни миллионов рублей, ими занимались три крупных группировки мошенников: «Гермес», Carberp и Hodprot. Их члены, на первый взгляд, не имели ничего общего — действовали в разное время из различных регионов. Однако сыщики благодаря системе мониторинга установили, что каждая группировка имела свой почерк: вредоносные ПО, способы обналичивания украденного, используемые сайты и т. п. Следствие сочло собранные данные достаточными для предъявления обвинения с квалификацией «в составе устойчивой группы». По одному из дел, к примеру, были объединены 16 «межрегиональных» эпизодов.
Естественное препятствие для полномасштабного внедрения системы — ограничения, связанные с банковской тайной (саму систему разработчики предоставляют бесплатно): добровольно обмениваться необходимыми данными банки вправе, только имея соответствующую законодательную базу. При этом «доверенную площадку» для системы может предоставить лишь госструктура — ЦБ, МВД, ФСБ или Росфинмониторинг. Судя, по всему, силовики решили проявить инициативу. Александр Голубев.

Источник: Коммерсант.