Система государственного регулирования остается решающим фактором становления и развития финансовой системы страны. Она является основным регулятором экспортной стратегии и осуществляется путем разработки пятилетних планов, разработки ценовой, кредитной и налоговой политики. На первоначальном этапе индустриализации наиболее мощным рычагом развития был именно государственный сектор, сформировавшийся на базе бывшей японской собственности. Весомость государственного сектора в экономике страны определяется не только размерами государственных предприятий, но и тем, что в руках государства находится основная часть национального дохода, распределяемая через государственный бюджет.
В основе формирования средств государственного бюджета лежит 5-летний план развития экономики страны в целом.
В связи с кризисом в финансовой системе Кореи в конце 1992 года и следуя разработанному 100-дневному плану внедрения новой экономики в июне 1993 г. корейское правительство официально объявило свой первый 5-летний план.
Это план предусматривал достижение баланса платежей и экономическую стабильность с ежегодным увеличением роста средних потребительских цен на 3 %. После медленного снижения в 1991-1993 гг. ряда основных макроэкономических показателей, это позволило финансовой системе Кореи достичь определенной стабилизации.
Финансовая система Кореи может быть разбита на 2 основных сектора: государственные финансы и финансы предприятий.
Государственные финансы подразделяются на национальные финансы и финансы местных органов власти.
Национальные финансы состоят из государственного бюджета, 21 специальных бюджетов и 35 правительственных производственных фондов.
Местные финансы включают в себя общие и местные бюджеты города Сеула, 5 бюджетов других городов, 9 провинций, а также бюджеты городов и территорий, находящихся под юрисдикцией местных органов власти.
Государственный бюджет страны включает в себя все расходы правительства, связанные с экономической и социальной деятельностью государства.
Специальные бюджеты представляют из себя расходы по соответствующим отраслям промышленности и сферы услуг, которые финансируются полностью или частично за счет средств бюджета. К ним относятся кредиты и инвестиции из государственного бюджета коммерческим предприятиям и фондам. Сюда также входят расходы по обслуживанию внешнего и внутреннего государственного долга, расходы по управлению государственной собственностью за рубежом.
Правительственные производственные фонды представляют собой финансы предприятий, которые являются государственной собственностью, но не включаются в государственный бюджет, поскольку являются финансово-независимыми от центрального правительства.
Начиная с 1979 года, Правительство осуществляет планирование, составление и исполнение бюджета в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда.
Таким образом, консолидированный бюджет страны включает в себя государственный бюджет, 21 специальный бюджет и 35 правительственных производственных фондов, что составило по состоянию на 1993 год 50,735 миллионов вон.
Суммарная величина государственного бюджета в консолидированном бюджете колеблется от 75,7% в 1985 году до 71,6 % в 1997 году. При этом доля местных налогов увеличилась с 24,3 % в 1985 году до 32,7 % в 1996 году, однако уже в 1997 году снизилась до 28,4 %.
Среди ежегодных расходов бюджета наибольший удельный вес занимают расходы на экономическое развитие ( от 14,1 % в 1990 году до 25,1 % в 1997 году). То есть наблюдается тенденция к росту по данной статье расходов за счет сокращения финансирования по другим статьям, например за счет снижения расходов по национальной обороне ( с 30,7 % в 1985 году до 21,2 % в 1997 году).
Также необходимо отметить увеличение расходов государства на социальное развитие с 6,8 % в1985 году до 8,9 % в 1997 году. Относительно поступления налогов в казну государства отмечается тенденция увеличение доли прямых налогов в общем объеме налоговых поступлений ( с 39,3 % в 1985 году до 52,7 % в 1997 году), с соответственным уменьшением величины косвенных налогов ( с 60,7 % в 1985 году до 47,3 % в 1997 году).
Фискальный год в Республике Корея совпадает с календарным годом. Необходимо отметить и тот факт, что около 70 % всех поступлений в казну государства составляют именно налоговые поступления. Таким образом, государственный бюджет страны в гораздо меньшей степени зависит от неналоговых поступлений, в бюджет, чем большинство стран Юго-Восточной Азии. К этому можно добавить и тот факт, что если в 1960-1970 гг., когда экономическое развитие страны было весьма слабым, зарубежные займы составляли значительную поступлений в бюджет, однако уже в 1980 –1990 гг. их доля в бюджете страны резко снизилась.
Однако разразившийся в 1997-1998 гг. азиатский финансовый кризис вновь заставил обратиться страну с просьбой о финансовой помощи в виде международных кредитов к Мировому Банку и Международному валютному фонду.
Кроме того, необходимо отметить достаточно высокую активность государственного регулирования с большой отчетливостью обнаруживается и в формировании отраслевых финансов.
Начиная с 70-х годов специальными законами выделялись 7 отраслей первоочередного внимания:
Этим отраслям оказывалось явное предпочтение в снабжении финансовыми ресурсами, они пользовались преимущественными налогами и другими льготами.
Большое значение в финансовой системе Кореи играют финансово-промышленные группы. Они контролируют большую часть финансовых ресурсов таких отраслей, как машиностроение, приборостроение, электротехническая и судостроительная промышленность.
С уважением